Скульптура в мемориальной архитектуре

Скульптура в мемориальной архитектуре

Скульптура в мемориальной архитектуре

Все мы привыкли к виду скульптур, изображающих выдающихся личностей, прошлого. Такие статуи и барельефы чаще всего располагаются в местах, как-то связанных с этими людьми и мы понимаем, что эта скульптура призвана увековечить память о человеке. В мемориальной архитектуре скульптура несет такую же функцию, только располагается на месте погребения. Традиция установки памятников берет свое начало в Древнем Риме, где такой чести были удостоены только императоры. Традиционно такой памятник имел вид величественной конной статуи. Также в ходу были мемориальные арки и обелиски, в честь правителей. Весьма часто античных правителей причисляли, едва ли не, к пантеону божеств, потому их скульптуры размещались не только на месте погребения, но и в храмах или иных культовых местах. Скульптура была призвана увековечить память об усопшем и хранить его образ многие годы. По этой причине, для мемориальных скульптур, всегда использовали наиболее долговечные материалы, такие как мрамор и гранит.

На сегодняшний день можно выделить несколько форм скульптуры, имеющих распространение в мемориальной архитектуре: статуи, обелиски, барельефы и кенотафы. Наиболее популярной формой надгробия, в Европе средних веков, был крест, в самых разнообразных его формах, в зависимости от традиций того или иного региона. Также довольно широкое распространение, среди знати, имело строительство мемориальных храмов, в честь того или иного правителя. Такие храмы выполняли одновременно и культовую и мемориальную функции. Стоит отметить, что подобная практика существует в нашем обществе и поныне, в среде наиболее обеспеченных людей.

Статуи

Со времен античности и до наших дней статуи имеют широкое распространение в мемориальной архитектуре. Разница лишь в том, что, с течением времени, стало возможно, таким образом, увековечить память о любом человеке, а не только о том, кто облечен наивысшей властью. После падения Рима традиция использования статуй, в мемориальных целях, была на какое-то время забыта. К статуе, как форме надгробия и способу увековечить память об усопшем, вернулись с началом Эпохи Возрождения. Поскольку этот период времени характеризуется стремлением вернуться и возродить высокую культуру античности. За образец мемориальных статуй эпохи Ренессанса были взяты все те же памятники римским императорам. Чаще всего мемориальные статуи изображают самого покойного, в той или иной форме. Это может быть ростовая статуя из гранита, каменный или металлический бюст, или же барельеф, на надгробной плите. Однако мемориальная статуя может изображать не только покойного. Нередко в качестве памятника, на месте погребения, используется скульптура культового персонажа, например ангела. Предполагается, что он будет хранить память об усопшем и покровительствовать ему, в загробном мире. Использование таких статуй, разного размера, наряду с плавными изящными формами надгробных плит, характерно для мемориальной архитектуры Европы, а также получило широкое распространение в мире. Сегодня мемориальные статуи, на надгробиях, могут иметь самые разнообразные сюжеты.

Одним из наиболее популярных материалов для мемориальных статуй остается мрамор. Мраморные статуи выглядят особенно величественно, на фоне прочих надгробий. Чаще всего такие статуи создаются в стиле академизма и реализма. Многие имеют значительную художественную ценность, а некоторые и вовсе являются произведениями искусства. Наибольшее количество таких статуй находиться на монументальном кладбище Стальено. Само кладбище расположено вблизи итальянского города Генуя, известного своей неповторимой архитектурой. Кладбище открыто в середине 19-го века, и большинство памятников представляют собой статуи, изображающие самые разные сюжеты: от бюста усопшего до полноценных библейских сцен. Практически каждая, из огромного множества мраморных скульптур на этом кладбище представляет значительную художественную ценность. Чести быть похороненными на этом кладбище, напоминающем скорее музей, были удостоены некоторые итальянские политики, деятели искусства, и даже один герой Советского Союза, Федор Полетаев, участник итальянского партизанского движения.

Обелиски

Обелиск представляет собой высокую, заостренную кверху, стелу. Этот вид скульптуры используется в качестве памятника, в основном, на братских могилах или устанавливается в местах массовой гибели людей. В качестве памятника, на индивидуальных захоронениях, обелиск можно встретить крайне редко, несмотря на то, что обелиски, из благородного камня, выглядят весьма величественно. Барельефы – одна из наиболее популярных форм скульптуры, несущей мемориальную функцию. Представляет собой плиту или стелу, с высеченным рельефным изображением. Чаще всего надгробия, в виде барельефов, содержат образ усопшего, реже изображения культовых персонажей.

Кенотафы

Кенотаф является одной из самых распространенных форм мемориальной архитектуры, и скульптура может быть выполнена практически в любой форме: от статуи до барельефа. Однако место установки такой скульптуры не является местом захоронения. Кенотаф в переводе с греческого, означает — «пустая могила». Кенотафом называется мемориальная скульптура любого вида, установленная в месте, не содержащем останков покойного. К такому виду увековечивания памяти прибегают, в тех случаях, если тело уничтожено в момент смерти. К примеру, гибель на войне или вследствие серьезной техногенной аварии, если человек пропал безвести и признан погибшим, тело кремировано, а прах развеян и т.д. Также кенотаф устанавливается на родине покойного, если место захоронения находится на значительном удалении. Казалось бы, что подобные случаи не носят массового характера, а являются скорее редкостью, тогда почему кенотаф является распространенной формой увековечения памяти? Ответ прост, кроме прочих случаев, кенотаф, чаще всего, в виде скульптуры или стелы, устанавливается непосредственно на месте гибели человека. Мы все довольно часто сталкиваемся с ними, передвигаясь по дорогам общего пользования. Всем нам доводилось видеть, на обочинах дорог, кресты и памятники, установленные родственниками в памяти о жертвах автомобильных аварий, произошедших именно в этом месте. Ведь совершенно понятно, что это место не является местом погребения погибшего, но является непосредственным местом гибели, именно поэтому там и установлен кенотаф, той или иной формы.

За два с лишним тысячелетия своего существования мемориальная скульптура развивалась и совершенствовалась. Кроме конной статуи, мемориальная скульптура значительно обогатилась разнообразием форм, художественных средств и материалов. Сегодня памятник в виде скульптурной композиции, в той или иной форме, перестал быть уделом исключительно высшего сословия и доступен любому, кто хочет сохранить и увековечить образ близкого человека. Разнообразие стилей и форм настолько широко, что возможно выбрать абсолютно любой вид и форму скульптуры, которая будет наиболее полно отражать ваши чувства, к покойному и сохранит память о нем на многие годы.